Центр развития ребенка детский сад № 6 г.Карталы
«Использование элементов шашечной и шахматной игры как принципа интеграции в логопедической работе с детьми ОНР старшего дошкольного возраста»Описание опыта работы Учитель – логопед I квалификационной категории Баранова Светлана Александровна
Актуальность опыта На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности. Построение образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Все это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в коррекционном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Основной целью логопедического воздействия является коррекция ведущих линий речевой деятельности – звукопроизношения, фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Этапы реализации логопедической работы достаточно продолжительные, что позволяет учителю-логопеду использовать новые, интегративные, обладающие повышенной эффективностью средства коррекции. Необходимость использования принципа интеграции в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также потребность в создании инновационных коррекционно-методических разработок для детей данной категории определили актуальность выбранной темы. Цель и задачи опыта Основная цель моей работы изучение принципа интеграции образовательных областей в логопедической работе, через решение логопедических задач с использованием элементов логико-математических игр «Шашки» и «Шахматы» у детей с ОНР старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО. Задачи: - проанализировать необходимость использования принципа интеграции, комплексного подхода в логопедической работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста - разработать коррекционно-методические технологии для детей данной категории с использованием элементов шашечной и шахматной игры Теоретическое обоснование опыта Интегрированное обучение детей дошкольного возраста – сложный многогранный феномен, который к настоящему времени изучался в различных аспектах. Изначально идеи об интеграции сложились в философии - как стороне процесса развития, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира, о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (Аристотель, Л. Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д.И. Менделеев, Платон, Г. Спенсер, А. Эйнштейн и др.). Возникновение предпосылок идеи интегрированного обучения восходит к истокам педагогики как науки. Различные аспекты проблемы интеграции наук как основы разработки интегрированного подхода к содержанию образования рассмотрены в философских трудах последних десятилетий: направления и уровни (В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул), процессы (Б.М. Кедров, С.Т. Мелихин), формы (П.В. Конников, О.М. Сичивица). Психологическим обоснованием интегрированного обучения выступают: концепция развивающего обучения как стратегия современного образования, разработанная на основе положений Л.С. Выготского (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теория амплификации (обогащения) развития личности ребенка, разработанная на основе исследований А.В. Запорожца, идеи о зависимости формирования целостного образа мира от воспитания и обучения (Дж. Брунер, С.Д. Смирнов), положения о двух тенденциях в умственном развитии дошкольников Н.Н. Поддьякова. Зарубежные психологи также считают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении отдельным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения знаний в различных областях (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай, П. Монджер, Ж. Пиаже, Г. Фрезингер, Е. Хофман и др.). В связи с тем, что интегрированное обучение является в настоящее время инновационным, значимость имеют разработанные общетеоретические подходы к организации инновационной деятельности в современных образовательных учреждениях (В.В. Загвязинский, И.М. Курдюмова, В.С. Лазарев, Г.П. Новикова, Г.П. Скамницкая, А.А. Скамницкий, и др.). Существенной в исследовании проблемы интегрированного обучения является концепция системного подхода к развитию личности ребенка дошкольного возраста, раскрытая в работах В.И. Логиновой и представителей ее научной школы (Н.А. Вершинина, Л.М. Гурович, Н.Н. Кондратьева, Н.М. Крылова, Л.А. Мишарина, Е.А. Носова и др.). В рамках данной концепции обоснована необходимость установления взаимосвязей различных представлений ребенка об окружающем мире. На сегодняшний день интегрированный подход к содержанию дошкольного образования ярко проявился в альтернативных программах – как комплексных («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.), так и парциальных («Музыкальный мир» Т.И. Баклановой, Г.П. Новиковой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия у детей шести-семи лет» С.А. Золочевского, «Гармония» Д.И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях – межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) – на культурологической и экологической основах. Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является одной из новых моделей, направленных на развитие речевых способностей детей, а также позволяет ребенку увидеть и понять любое явление целостно, способствует развитию внимания, мышления, памяти. Актуальность интегрированного подхода в логопедии объясняется целым рядом причин: 1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности. 2. При организации НОД с учетом принципа интеграции развивается потенциал самих воспитанников. Логопед побуждает их активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Формы организации логопедической работы становятся нестандартными и интересными. Это позволяет поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности логопедического воздействия. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества логопеда, раскрытия его способностей. Сущностью интегрированного подхода в логопедической работе является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом используя данный подход, логопед, имеет возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание разных разделов программы параллельно. Идея использования элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе возникла в результате поиска эффективных методов интегрированного подхода. Почему именно шашки и шахматы? Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Шахматы - очень древняя игра, и даже сегодня ее происхождение остается тайной. Единственное, что мы знаем наверняка, - это то, что первые доски с фигурами, которые могли двигаться в разных направлениях, появились на востоке где-то за 2500 лет до нашей эры. Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря. Шахматы и шахматы – это огромный вклад в развитие интеллекта. Все составляющие познавательной деятельности – внимание, память, мышление – тренируются при игре в шахматы и шашки. Логика, умение предпринимать нестандартные шаги, стратегическое планирование, решительность – всему этому также учат данные игры. С помощью игр шашки и шахматы у ребенка формируется умение управлять своим поведением через освоение правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в логопедической работе с детьми. В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность и структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы опосредованного взаимодействия людей – вербальную форму, жесты, мимику, пантомимические движения, голосовые реакции и др. Вариативность использования элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе дает высокий коррекционно-образовательный результат. Играя, дети не замечают, что решаются серьезные задачи, поставленные логопедом. Описание опыта Ежегодно в начале учебного года мною было проведено логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста. Которое было направлено на выявление сформированности устной речевой функции, развитие мелкой моторики и пространственных представлений. При диагностики речи мною были использованы специальные приемы исследования фонематических процессов (звукового анализа, синтеза, представления), экспрессивной речи (состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи), связной речи, а также мелкой моторики и пространственных представлений Итог по проведенным исследованиям вынесла в сводную таблицу Результаты исследования изучаемых параметров Таблица 1
По результатам проведенных исследований было отмечено, что:
5 февраля 2016 в 07:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.